1

Тема: Скидка по ОСАГО при перезаключении полиса

Арбитражный суд Московской области привлек ООО «Росгосстрах» к административной ответственности за необоснованное неприменение скидки за безаварийную езду по ОСАГО, повлекшее неверный расчет премии по полису.

В мае 2013 года П.С.В. обратился в ООО «Росгосстрах» для заключения договора ОСАГО. В  заявлении о заключении договора ОСАГО, заполненном П.С.В., указан предыдущий договор ОСАГО, который также был заключен с ООО «Росгосстрах» и предусматривал ограниченное управление транспортным средством только П.С.В., количество страховых случаев в течение срока действия предыдущего договора обязательного страхования указано не было.

При этом расчет по полису был произведен с нарушением законодательства, а именно:

- в соответствии с пунктом 20 Правил ОСАГО, П.С.В. не обязан представлять сведения о страховании, поскольку ежегодно перезаключает (продлевает) договора обязательного страхования в одной страховой компании;

- ООО «Росгосстрах» не проверило в срок не позднее чем в течение 15 дней с даты заключения договора ОСАГО соответствие данных, указанных П.С.В. в заявлении о заключении договора, сведениям о страховании, содержащимся в АИС ОСАГО.

Таким образом, в нарушение статьи 3 Постановления № 739 П.С.В. был присвоен 3 (кбм - 1) класс, без учета информации о предыдущих договорах ОСАГО.

Страховая компания свою вину признала, пояснив, что ошибку при расчете взноса допустил агент. При этом страхователю была возвращена часть излишне уплаченной страховой премии.

2

Re: Скидка по ОСАГО при перезаключении полиса

Арбитражный суд Московской области

РЕШЕНИЕ

Дело № А41-36099/13   09 сентября 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 27 августа 2013 года

Полный текст решения изготовлен 09 сентября 2013 года

Арбитражный суд Московской области в составе судьи Р.А. Гапеевой,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи И.О.Тян,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе

к обществу с ограниченной ответственностью «Росгосстрах»

о привлечении к административной ответственности

в отсутствии явки представителей лиц, участвующих в деле

УСТАНОВИЛ:

Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе (далее – также РО ФСФР России в СЗФО, административный орган, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Росгосстрах» (далее – ООО «Росгосстрах», заинтересованное лицо, общество,) о привлечении к административной ответственности в порядке части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Дело рассмотрено в соответствии с частью 3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодека Российской Федерации (далее – АПК РФ)  в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте  судебного заседания.

Из материалов дела следует, что ООО «Росгосстрах» имеет лицензию С № 0977-50 на право осуществления страхования, выданную Федеральной службой страхового надзора 07.12.2009.

В ходе осуществления государственного надзора за деятельностью субъектов страхового дела, в связи с поступлением в территориальный отдел по Вологодской области РО ФСФР России обращения страхователя П.С.В.  от 17.05.2013 (вх.№72-13-1490/ж от 30.05.2013, вх.№72-13-1543/ж от 05.06.2013), в действиях страховщика ООО «Росгосстрах» выявлено нарушение требований пункта 5 статьи 30 Федерального закона от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее - Закон № 4015-1).

По факту выявленного правонарушения 05.07.2013 должностным лицом РО ФСФР России в СЗФО в отношении ООО «Росгосстрах» составлен протокол об административном правонарушении № 72-13-604/пр-ап на основании части 3 статьи 14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией).

Поскольку в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, рассматриваются судьями арбитражных судов, заявитель обратился с настоящим заявлением в Арбитражный суд Московской области.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В силу статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами Субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на   юридических лиц  от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (абзац 2 пункта 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ).

Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности (пункт 3 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ).

Лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования (пункт 7 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ).

Как следует из пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования, в том числе требование, предусмотренное частью 5 настоящей статьи.

Как следует из пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ, лицензия предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ.

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии (пункт 2 статьи 9 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ).

Надлежащее исполнение правил и требований, предусмотренных действующими нормативно-правовыми актами в сфере лицензируемого вида деятельности, является обязанностью лицензиата.

В соответствии со статьей 32 Федерального закона Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 27.11.1992 № 4015-1) деятельность по осуществлению страхования является лицензируемой.

Право на осуществление деятельности в сфере страхового дела в силу части 1 статьи 32 Федерального закона от 27.11.1992 № 4015-1 предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию.

Условия для осуществления страховой деятельности установлены Законом Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации», пункт 5 статьи 30 которого обязывает субъектов страхового дела соблюдать требования страхового законодательства. Данное требование является общим независимо от вида страхования.

Таким образом, в соответствии с лицензионными требованиями субъекты страхового дела обязаны соблюдать требования страхового законодательства, в том числе, Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".

ООО «Росгосстрах» является субъектом страхового дела, внесено в Единый государственный реестр субъектов страхового дела за регистрационным номером № 0977. ООО «Росгосстрах» осуществляет свою деятельность на основании лицензии С № 0977 50, выданной Федеральной службой страхового надзора 07.12.2009.

В соответствии с пунктом 11 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 № 263 (далее -- Правила ОСАГО), расчет страховой премии по договору обязательного страхования осуществляется страховщиком исходя из сведений, сообщенных страхователем в письменном заявлении о заключении договора обязательного страхования, с учетом информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортах средств, созданной в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Закон № 40-ФЗ).

Согласно пункту 20 Правил ОСАГО, вместе с заявлением о заключении договора обязательного страхования страхователь представляет страховщику сведения о количестве и характере наступивших страховых случаев, об осуществленных и о предстоящих страховых выплатах, сроке страхования, рассматриваемых и неурегулированных требованиях потерпевших, касающихся страховых выплат, и иные сведения о страховании в период действия договора обязательного страхования, представленные страховщиком, с которым был заключен последний договор обязательного страхования, в порядке, предусмотренном пунктом 35 Правил ОСАГО.

Сведения о страховании не представляются лицом, ежегодно перезаключающим договор обязательного страхования у одного страховщика.

В соответствии с пунктом 28 Правил ОСАГО, продление договора обязательного страхования осуществляется путем заключения договора обязательного страхования по истечении срока его действия на новый срок со страховщиком, с которым был заключен предыдущий договор страхования, в порядке, предусмотренном разделом IV Правил ОСАГО.

В соответствии со статьёй 9 Закона № 40-ФЗ, страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.

Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.

Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от: а) территории преимущественного использования транспортного средства, которая определяется для физических лиц исходя из места жительства собственника транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства либо в паспорте гражданина, для юридических лиц - по месту регистрации транспортного средства;

б) наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей;

в) технических характеристик транспортных средств;

г) сезонного использования транспортных средств;

д) иных существенно влияющих на величину страхового риска обстоятельств (пункт 2 закона№40-ФЗ).

Согласно Постановлению Правительства РФ от 08.12.2005 № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии» (далее - Постановление №739), для легковых автомобилей ( транспортные средства категории «В»), используемых физическими лицами, базовый тариф составляет 1 980 рублей.

Пункт 2.1 статьи 9 Закона №40-ФЗ устанавливает, что для случаев обязательного страхования гражданской ответственности граждан, использующих принадлежащие им транспортные средства, страховыми тарифами устанавливаются также коэффициенты, учитывающие, предусмотрено ли договором обязательного страхования условие о том, что к управлению транспортным средством допущены только указанные страхователем водители и если такое условие предусмотрено, их водительский стаж, возраст.

В соответствии с пунктом 5 закона №40-ФЗ, установленные в соответствии с Законом №40-ФЗ страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.

Как следует из документов и разъяснений, представленных ООО «Росгосстрах» 19.06.2013 (вх. № ... ) с сопроводительным письмом от 11.06.2013 № ... , в ответ на запрос Территориального отдела от 31.05.2013 № ... , 16.05.2013 между Страховщиком и П.С.В. был заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в подтверждение чего Страховщик выдал полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств серии ВВВ ... .

В заявлении о заключении договора ОСАГО, заполненном П.С.В. 16.05.2013 (далее - Заявление), указан предыдущий договор ОСАГО, который также был точен со Страховщиком (полис серии ВВВ № ... ); предусматривается ограниченное управление транспортным средством водителями, а именно только П.С.В.; количество страховых случаев в течение срока действия предыдущего договора обязательного страхования не указано.

Согласно Заявления, расчет страховой премии по Договору ОСАГО, заключенному П.С.В., произведен с нарушением законодательства.

Страховщиком были применены следующие коэффициенты:

- территории преимущественного использования транспортного средства - 1,7

- наличия или отсутствия страховых выплат - 1 (класс 3)

- возраст и стаж водителя - 1

- сезонного использования - 1

- краткосрочного страхования – 1

- мощности двигателя легкового автомобиля -1,1

- иных существенно влияющих на величину страхового риска обстоятельств - 1.

Базовая ставка применена 1980.

Страховая премия составила 3 702,6 рублей.

В соответствии с пунктом 20 Правил ОСАГО, П.С.В. не обязан представлять сведения о страховании, поскольку ежегодно перезаключает (продлевает) договора обязательного страхования у Страховщика.

Таким образом, в нарушение статьи 3 Постановления № 739 Заявителю был присвоен класс, зависящий от наличия страховых выплат, присвоенный собственнику транспортного средства - 3, без учета информации о предыдущих договорах ОСАГО, без учета информации об управлении транспортным средством только указанным водителем.

Согласно пункту 20 Правил ОСАГО Страховщик вносит в автоматизированную систему страхования сведения, указанные в заявлении о заключении договора обязательного страхования и (или) представленные при заключении такого договора. В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 6 Федерального закона от 25.12.2012 №267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее - Закон № 267-ФЗ), Страховщик, в случае применения коэффициента, предусмотренного подпунктом «б» пункта 2 статьи 9 Закона №40-ФЗ, исходя из данных, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования, не позднее чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты заключения договора обязательного страхования проверяет соответствие данных, указанных страхователем в заявлении о заключении договора обязательного страхования, сведениям о страховании, содержащимся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования.

В случае выявления несоответствия данных, указанных страхователем в заявлении о заключении договора обязательного страхования и необходимых для расчета коэффициента, предусмотренного подпунктом «б» пункта 2 статьи 9 Закона №40-ФЗ, сведениям о страховании, содержащимся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, осуществляет следующие действия:

а) направляет страхователю уведомление о несоответствии данных, указанных страхователем в заявлении о заключении договора обязательного страхования, сведениям о страховании, содержащимся в автоматизированной, информационной системе обязательного страхования, и о перерасчете страховой премии;

в) возвращает страхователю излишне уплаченную им часть страховой премии при наличии соответствующего заявления страхователя в письменной форме, если данные, указанные страхователем в заявлении о заключении договора обязательного страхования, повлекли за собой увеличение размера страховой премии.

Таким образом, страховщик ООО «Росгосстрах» нарушило требования пункта 5 статьи 6 Закона №267-ФЗ, не проверил в срок не позднее чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты заключения Договора ОСАГО (16.05.2013) соответствие данных, указанных П.С.В. в заявлении о заключении Договора ОСАГО, сведениям о страховании, содержащимся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования.

Факт совершения обществом административного правонарушения подтверждается материалами дела, письменными пояснениями должностных лиц ООО Росгосстрах, в которых они признали факт нарушения, пояснили что в расчете страховой премии выявлена ошибка, допущенная страховым агентом, Страховщиком принято решение о возврате части излишне уплаченной страховой премии, которая была возвращена П.С.В. 13.06.2013г. по расходному ордеру № ... .

Субъективную сторону правонарушения составляет вина, наличие которой определяется действиями субъекта (общества) при осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных, имеющимся у него специальным разрешением (лицензии).

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств того, что у общества отсутствовала возможность по соблюдению правил и норм, за нарушение которых ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, а также принятие всех зависящих  мер по их соблюдению, суду не представлено.

Проверив процедуру привлечения к административной ответственности, суд не установил нарушений прав общества.

Срок привлечения к административной ответственности не истёк.

На основании изложенного, арбитражный суд пришёл к выводу, что заявленные требования обоснованы и подлежат удовлетворению.

Определяя меру наказания, суд исходит из того, что доказательств наличия обстоятельств отягчающих вину в совершении правонарушения не представлено.

В соответствии со статьей 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и, исходя из общих правил назначения административного наказания, закрепленных в положениях статьи 4.1 КоАП РФ, назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.

Согласно статье 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии со статьей 4.2 КоАП РФ обстоятельствами, смягчающими административную ответственность признаются: раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4.2 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд, руководствуясь конституционными принципами соразмерности и справедливости при назначении наказания, принимая во внимание, что общество ранее к административной ответственности за аналогичное правонарушение не привлекалось, признание вины и действия, направленные на устранение нарушения прав гр. П.С.В., пришел к выводу о том, что цель административного наказания в виде предотвращения совершения новых правонарушений в данном конкретном случае может быть достигнута путем вынесения предупреждения.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявление Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе удовлетворить.

Общество с ограниченной ответственностью «Росгосстрах» привлечь к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначить административное наказание в виде предупреждения.

Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд через арбитражный суд Московской области в течение десяти дней со дня его принятия.