1

Тема: Второй форум страховых агентов в СПб

25 апреля 2014 года в Санкт-Петербурге прошел «Второй форум профессиональных страховых агентов». На мероприятие, по заявлению организаторов, зарегистрировалось более 400 человек, хотя сам форум посетило значительно меньше агентов.

Основной темой форума, по традиции, было автострахование и, соответственно, проблемы рынка ОСАГО, хотя не все агенты поддерживали такую узкую специализацию и предлагали обсудить более сложные темы: от страхования юр. лиц до лизинга.

https://forum.bonus-malus.ru/images/obshii-vid.jpg

Как это было

Как и в прошлый раз местом проведения мероприятия был выбран конференц-зал отеля «Парк Инн Пулковская», запомнилось: хорошая организация, раздаточные материалы (в этот раз переполненные рекламой партнеров Форума), кофе-брейк, отсутствие интернета и большое количество докладчиков при малом времени, предусмотренном регламентом.

Кроме агентов в Форуме приняли участие: Юрий Волков (председатель оргкомитета Форума), Михаил Порватов (начальник Управления методологии страхования РСА), Константин Пылов (Заместитель Председателя Экспертного совета по страховому законодательству ГД РФ) и Андрей Базанов доцент кафедры управления рисками и страхования СПбГУ, с видеообращением выступил Дмитрий Чернейко (Председатель Комитета по труду и занятости Санкт-Петербурга).

https://forum.bonus-malus.ru/images/dokladchiki.jpg

Что говорили с трибуны

Пылов Константин Иванович представляющий Экспертный совет Государственной Думы по страховому законодательству рассказал о грядущих изменения: скором принятии двух важных законопроектов, касающихся автогражданки и продажи страховок в электронном виде.

https://forum.bonus-malus.ru/images/pilov.jpg

Наш закон о страховом деле даже по сравнению с Узбекским и Казахским значительно устарел, поэтому надо его не изменять, а принимать новый.

Что должно измениться:

  • существенному изменению должна подвергнуться статья 8 (тарифы ОСАГО): вопросами тарифов теперь будет заниматься Центральный Банк, а за Правительством останется разработка правил страхования;

  • в правилах появятся новые понятия, а старые будут уточнены, так:
    будут даны более четкие критерии и определения касающиеся компенсационных выплат;
    под представительством страховщика, теперь будет пониматься как головной офис, так и его филиал;

  • будет введено понятие направление на ремонт по ОСАГО, как альтернатива денежных выплат;

  • дано более четкое определение размеру компенсации за поврежденный автомобиль, который будет равен размеру восстановительного ремонта, в то время как Верховный суд настаивает на включении УТС.

  • Москва и Питер будут упрощенно оформлять ДТП без сотрудников ГАИ с применением фотосъемки и системы ГЛОНАСС, со значительным расширением лимитов выплат;
    обновится порядок определения суммы страховой выплаты, в том числе по жизни и здоровью.

  • Контроль за выплатами будет осуществлять ЦБ;

  • будет усилена ответственность страховщиков за бланки БСО;
    оговаривается, что Закон о защите прав потребителей распространяется только на случаи не

  • урегулированные Законом Об ОСАГО;

  • вводится новая система учетной политики;

  • заключение договоров ОСАГО в электронном виде, скорее всего, будет доступно только для физических лиц.

Другие поднимаемые вопросы:

  • увеличение уставного капитала страховщиков. Вопрос рассматривается, но если это мера для решения проблем ухода страховщиков с рынка, то на практике, еще ни одна из обанкротившихся страховых компаний не расплатилась за счет своего уставного капитала. Обычно, к этому моменту, деньги из компаний уже выведены, что говорит об отсутствии контроля со стороны надзирающих органов. Ситуация увеличения уставного капитала затрагивает и вопрос о региональных страховых компаниях: быть им или не быть, и если быть, то разрешат ли им иметь меньший уставной капитал;

  • разработка типовых стандартов правил страхования, в т.ч. КАСКО (инициатива ВСС). Причина - суды фактически не признают действующие правила страховых компаний и нередко объявляют их не соответствующими Гражданскому кодексу.

Порватов Михаил Николаевич выступил на форуме от имени Управления методологии страхования Российского Союза Автостраховщиков (РСА) и также остановился на проблемах ОСАГО:

https://forum.bonus-malus.ru/images/porvatov.jpg

Бланки ОСАГО мы страховым компаниям даем, но они их не берут. Зачем им столько бланков, если они сокращают бизнес?

На сегодняшний день остро назрела реформа ОСАГО. На рынке глубокий кризис: основной тариф не менялся с 2003 года и когда говорят, что ОСАГО - это социальный вид страхования, забывают при этом, что растут цены на бензин и ЖКХ. Страховые компании просто «уходят из убыточных регионов» и мы получаем жалобы и очереди в офис.

Увеличение страховых сумм должно быть, но должно проходить параллельно с повышением стоимости полиса. Когда ОСАГО подорожает сейчас точно не известно, но что повышение будет - это 100%. Страховщик - это коммерческая организация и уже сейчас страховщики объявляют о больших убытках за 2013 г. Если тарифы повысят, а премию не увеличат, то многие страховщики просто «положат лицензию на стол».

Разговоры про тарифный коридора по ОСАГО продолжаются. Штука это очень опасная … возражать сложно, т.к. непонятно каким он будет … страховщики при этом будут иметь реальную возможность демпинговать и мы (РСА) просто будем больше платить за банкротов.

Единая методика оценки ущерба отсутствует и это вызывает большое количество споров о размере ущерба. По суду взыскиваются заведомо завышенные суммы. РСА сейчас работает над едиными правилами проведения независимой экспертизы. Результатом этой работы должны стать справедливые выплаты для клиентов и снижение убытков для страховых компаний.

ПВУ у нас работает и работает эффективно: количество убытков заявленных своему страховщику растет, а количество жалоб - снижается. Средний размер выплат по ПВУ составляет примерно 29 тыс. рублей. При этом продолжает иметь место быть проблема селекции убытков и ее эффективное решение - это безальтернативное ПВУ.

Европротокол так и не заработал (8% выплат по всей стране), но планы по упрощенному оформлению ДТП есть, в том числе и по отказу от ограничения лимита выплат (25 тыс. руб.), при использовании фото и видеосъемки с места аварии, а также данных системы ГЛОНАСС.

Автоюристы - это головная боль для страховых компаний и РСА. На сегодняшний день страховые компании несут огромные судебные убытки по ОСАГО, в основном из-за распространение на ОСАГО положений Закона о защите прав потребителей (50% штрафы), а также завышенных сумм выплат по независимым экспертизам. Автоюристы при этом получают сверхприбыли: перехватывают страхователя сразу после ДТП, платят ему 35, говоря, что страховая все равно выплатит только 20, а сами взыскивают 100. Поэтому, как минимум, нужен обязательный претензионный порядок.

Базанов Андрей Николаевич, доцент СПбГУ, который также является профессиональным страховым агентом, больше освещал проблемы с другой стороны, со стороны агентов:

https://forum.bonus-malus.ru/images/bazanov.jpg

Доходит до того, что крупная московская страховая компания предлагает заключить дополнительное соглашение, где агент самостоятельно обязан оплатить предстраховой осмотр автомобиля своего клиента.

Любой посредник в любой сфере отстаивает прежде всего свои интересы, иначе он не достигнет успеха. Посреднику нужен консенсус между страховщиком и страхователем, он (посредник) уравновешивает их интересы, одновременно отстаивая свои и интересы двух сторон - это условия в которых приходится работать. Но эта истина не находит отражение ни в законодательстве ни в исследованиях: везде посредник учитывает интересы либо страховщика либо страхователя.

Проблема мошенничества со стороны страховых посредников носит скорее надуманный характер. Со стороны страховщиков это попытка отвлечь от своих проблем. Не известны случаи банкротства страховой компании по вине посредников, но известны уходы страховщиков с рынка без выплат.

Отношение страховщиков к агентам меняется с развитием рынка. В девяностых - начале нулевых был интерес, желание найти компромисс, построить отношения. Для примера, в агентском договоре соотношение прав и обязанности сторон было примерно одинаково, сейчас же, у посредников огромные обязанности и нет прав, а у страховой компании - все наоборот. Из договоров изымаются условия об ответственности за выплаты КВ, компания может в одностороннем порядке менять размер КВ, к агенту вводятся штрафы за ошибки, допущенные при заполнении бланков. Агент становится чем-то вроде крепостного, которым можно распоряжаться по своему усмотрению.

Складывается ситуация когда агентам с небольшими объемами продаж лучше работать с крупными посредниками, чем напрямую со страховой компанией, что вызвано отличием в КВ. Но это минус и для самих страховщиков: работая с крупными агентствами, страховые компании получают и большую дебиторскую задолженность. Уход с рынка небольших посредников объясняется и приоритетом, отдаваемым страховыми компаниями автосалонам, банкам и турфирмам, которым не только увеличивают КВ, но и разрешают заключать договора с меньшими тарифами.

Агента пытаются закрепить за одной страховой компанией, при этом ссылаясь на мировой опыт. Действительно в Европе, например в Германии, многие посредники работают с одним страховщиком, но надо учитывать, что тарифы у страховых компаний там практически не отличаются, т.е. конкуренция идет на уровне маркетинга.

Вопросы из зала по итогам форума практически дублировали прошлогодние: спрашивали про снижение КВ, нулевом КВ по «кредитным» машинам, обнуление КВ при указании неточного номера мобильного телефона (со ссылкой на практику СК РЕСО-гарантия, когда компания обзванивает всех клиентов после заключения договора), также агенты боятся остаться в стороне от продаж автостраховок, когда компании пытаются перейти к прямым продажам (исключая агента путем обзвона его клиентов) и продажи электронных страховок.

Но были и новые вопросы, и в основном они касались неправильных сведений Кбм в АИСРСА. Сбои в базе, противоречия между базой и справкой из предыдущей страховой компании, отсутствие прямого доступа к базе, все это, по мнению агентов, ведет к репутационным потерям и уходу от них клиентов.

PS

Это конечно не все, что было на Форуме, но, на мой взгляд, наиболее интереное. В любом случае «II Санкт-Петербургский Форум профессиональных страховых агентов» можно считать успешно состоявшимся, поблагодарить организаторов за его проведение и, надеяться, что форум будет развиваться и станет ежегодным.

Опубликованный обзор состоявшегося форума, это, как и в прошлый раз, - тезисы докладов, поэтому не стоит воспринимать их как прямые цитаты докладчиков.

https://forum.bonus-malus.ru/images/razdatochnii-matreial.jpg